veronikahlebova (veronikahlebova) wrote,
veronikahlebova
veronikahlebova

Categories:

Право на разочарование

Перед самым отъездом в Ирландию мы с дочкой Майей успели посмотреть замечательный мульт «Головоломка». Там, помимо прочих идей, речь шла о пользе грусти.

Грусть, сожаление, печаль – естественные чувства. Проживая их, мы отпускаем – все, что было дорого когда-то. Было, но закончилось…
Те же самые чувства помогают нам переживать таинство общности с другими людьми. Совместная грусть по ушедшему – сближает, объединяет.

Это хорошо видно в финале мультфильма – когда все члены семейства признались в своих подлинных переживаниях - потери общего дома, общих воспоминаний...

Между тем совместное переживание грусти у нас, мягко говоря, не в традиции.
Грусть ассоциируется с унынием, депрессией, и подлежит изгнанию. Хотя ни уныние (бессилие жертвы), ни депрессия (подавленные чувства, в том числе грусть) не имеют с ней ничего общего.
Еще один способ избежать переживания грусти – неизбежной спутницы потери (вещей, возможностей, безвозвратно ушедшего времени и пр.) – это выискивание ошибок и поиск виновных.
…………….
Многие люди только в кабинете терапевта начинают присваивать право на грусть, печаль, разочарование, обиду, сопротивление (лень)….
……………………..
Удивительно, насколько трудно бывает - просто согласиться, что Другой может быть разочарован (грустить, обижаться, злиться, не хотеть того же, что хочешь ты сам). Особенно трудно – если его чувства направлены на тебя.
………………………….
…Майя (10 лет) жаловалась на английскую школу, в которой мы все сейчас учимся на каникулах.
Да, на эту чудесную школу, с красивыми классами, веселыми учителями и приветливыми студентами.
Которая нравится мне и моим старшим сыновьям.

…День первый.
Я думаю, что она еще не адаптировалась, что она ленится, не хочет преодолевать препятствия. Я хочу, чтобы она училась справляться с трудностями.
Я позволяю ей жаловаться, но, в конце концов неизменно учу ее находить преимущества, даже если есть недостатки.
При этом мне известно, что она – самая младшая ученица, и нет других детей ее возраста. Мне известно, что она учится в одном классе с 12-13-14-летними детьми.

День второй.
Майя продолжает жаловаться. Я продолжаю ее убеждать.

День третий.
Майя не хочет идти в класс. Говорит, что ей скучно. Я напоминаю ей, что если она не будет пытаться разговаривать, то не сможет почувствовать себя вовлеченной и ей, конечно, будет скучно.

…День четвертый.
В моем классе учитель читает вслух книжку.
Не Алису в стране чудес, а нормальную такую книжку современного классика. Я понимаю каждое десятое слово. Смысл тоже улавливаю местами.
Очень скоро мне становится скучно. А когда начинается начинается обсуждение, в котором я не могу участвовать, потому что не поняла смысл, я теряю последнюю заинтересованность.

Вдруг меня пронзает инсайт. Майя в таком же положении каждый день.

Я начинаю размышлять. Почему же я не хотела услышать ее? Ведь это так просто – признать чувства ребенка, согласиться с ее правом на разочарование….

….Это совсем не просто.
Потому что признав ее права на чувства, придется столкнуться со своими чувствами. В первую очередь – с собственным разочарованием.
Потому что тогда придется признать, что мои старания (поиск школы, заплаченные деньги и другие усилия) не привели к тому результату, которого я ждала.
А другого варианта я не рассматривала.
………………………

- Тебе не нравится, потому что в классе дети старше тебя? И учителя ориентируются на них? И ты не понимаешь многих слов?
- Ну конечно, я же говорю тебе об этом с самого начала! И так по 4 часа в день! Это много для меня!
- Кажется, я тебя наконец-то поняла….

.... Теперь я говорю о том, что мне очень жаль. Что я надеялась на лучшее. Но, похоже, никто заранее не мог предусмотреть всего на свете. В том числе, что не будет разочарований.

Потом я говорю, что при любом выборе мы рискуем…
Что-то будет хорошо, что-то – не очень. И это – нормально. И нужно учиться переживать трудности, не виня себя и других, и находить что-то полезное для себя.
И еще - извлекать опыт для следующих выборов.

И что теперь, когда мы обе знаем, как обстоят дела, нужно постараться извлечь максимум пользы…. Послушать новые слова. Познакомиться с ребятами. Заметить, как стараются учителя.
Я рассказываю о том уроке, когда мне было очень тяжело. Мы сочувствуем друг другу.

....Некоторое время спустя я вспоминаю, как моя мама отрицала мое право на разочарование и на грусть. Кажется, я теперь лучше понимаю ее.
Встречаться с разочарованием в себе совсем не
просто.
Tags: близость, детско-родительские отношения, отпустить прошлое, проживание потери, чувства
Subscribe

  • Возвращение целостности

    Самые серьезные травмы наносятся в слиянии, то есть в зоне, где отсутствуют границы. ....Возможно, при другом уровне осознанности человеческого…

  • О чем сообщают чувства? Меня предали

    Это смесь обиды, гнева, беспомощности, разочарования. Еще это переживание именуется словом «боль». ...Вы кому-то доверяли. И очень-очень надеялись.…

  • О чем сообщают чувства?

    ....Злость Возможно, кто-то нарушает ваши границы. Делает нечто такое, на что вы не давали своего согласия. Если вы не будете ругать себя за…

Comments for this post were disabled by the author

  • Возвращение целостности

    Самые серьезные травмы наносятся в слиянии, то есть в зоне, где отсутствуют границы. ....Возможно, при другом уровне осознанности человеческого…

  • О чем сообщают чувства? Меня предали

    Это смесь обиды, гнева, беспомощности, разочарования. Еще это переживание именуется словом «боль». ...Вы кому-то доверяли. И очень-очень надеялись.…

  • О чем сообщают чувства?

    ....Злость Возможно, кто-то нарушает ваши границы. Делает нечто такое, на что вы не давали своего согласия. Если вы не будете ругать себя за…